Три гуны материальной природы

«Совокупная материальная субстанция, которую называют Брахманом, является лоном, из которого рождаются все живые существа. И Я оплодотворяю этот Брахман, … позволяя им появиться на свет» (БГ 14.3).

«… все виды живых существ порождены материальной природой, и Я отец, дающий семя» (БГ 14.4)

«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, …, обуславливают его» (БГ 14.5).

«Иногда, …, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство» (БГ 14.10)

«Тот, кто видит, что все в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, достигает Моей духовной обители» (БГ 14.19)

«Преодолев влияние этих трех гун, которые связаны с материальным телом, воплощенное живое существо перестает испытывать страдания, сопряженные с рождением, старостью и смертью, и вкушает нектар уже в этой жизни» (БГ 14.20)

«… про того,

  • в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они появляются, и кто не жаждет обрести их, когда они исчезают;
  • кого не выводит из равновесия воздействие материальных гун,
  • кто остается безучастным и трансцендентным, ибо знает, что все совершается этими гунами;
  • кто всегда погружен в себя и одинаково относится к счастью и горю;
  • кто не видит разницы между горстью земли, камнем и слитком золота;
  • кто одинаково встречает желанное и нежеланное;
  • кто остается непоколебимым, одинаково принимая осуждение и похвалы, бесчестье и почет;
  • кто одинаково относится к друзьям и врагам;
  • кто отрекся от всей материальной деятельности

 – про такого человека говорят, что он поднялся над гунами материальной природы» (БГ14.22-25)

«Три гуны материальной природы определяют три вида знания, три вида действий и три вида исполнителей….» (БГ 18.19)

 Гуна благостиГуна страстиГуна невежества
 «… гуна благости, которая чище других просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья (БГ 14.6)«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, …, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности» (БГ 14.7)«…, гуна тьмы, порожденная невежеством, держит всех воплощенных живых существ в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу» (БГ 14.8)
 Обуславливает живое существо ощущением счастья (БГ 14.9)Обуславливает живое существо корыстной деятельностью (БГ 14.9)Покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия (БГ 14.9)
 «Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием» (БГ14.11)«Когда возрастает влияние гуны страсти, …, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неумное вожделение и ненасытную жажду наслаждений» (БГ 14.12)«Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, …, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии» (БГ 14.13)
 «Человек, находящийся под влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов» (БГ 14.14)«Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью…» (БГ 14.15)«… умирая в гуне невежества, попадает в царство животных» (БГ 14.15)
 Плоды добродетельных поступков чисты и относятся к гуне благости (БГ 14.16)Действия в гуне страсти приносят человеку страдания (БГ 14.16)Деятельность в гуне невежества лишает человека разума (БГ 14.16)
 Порождает истинное знание (БГ14.17)Разжигает алчность (БГ 14.17)Приводит к глупости, безумию и иллюзии (БГ 14.17)
 «Те, кто пребывает в гуне благости после смерти поднимаются на высшие планеты…» (БГ14.18) (в переводе «урдхвам» – вверх)«… люди в гуне страсти остаются на земных планетах..» (БГ 14.18) (в переводе «мадхйе» – в середине)«… те, кто находятся под влиянием низшей из гун, …, попадают в адские миры» (БГ 14.19) (в переводе слов « адхах» – вниз)
 Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости» (БГ 18.20)«Знание, обладая которым человек считает, что в разных телах находятся разные по природе живые существа, называется знанием в гуне страсти» (БГ 18.21)«Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как  единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудностью, называют знанием в гуне невежества» (БГ 18.22)
 «Упорядоченную деятельность, которой занимаются без привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости» (БГ 18.23)Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти» (БГ 18.24).«Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, связанная с насилием, деятельность, в которой не учитываются ее порабощающиеся последствия, а также причиняемые другим страдания, относится к гуне невежества» (БГ 18.25)
 «Тот, кто исполняет свой долг с великой решимостью и энтузиазмом, без соприкосновения с гунами материальной природы и без ложного эго, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости» (БГ 18.26)«Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под влиянием гуны страсти» (БГ 18.27).«Человек, постоянно действующий наперекор указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и нередко оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом, – такой человек находится под влиянием гуны невежества» (БГ 18.28)
 «… разум, способный определить, что следует делать и чего не следует делать, что следует и сего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости» (БГ 18.30)«… разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного, находится в гуне страсти» (БГ 18.31)Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, …, является разумом в гуне невежества» (БГ 18.32)
 «… твердая, непоколебимая решимость, поддерживаемая практикой йоги и позволяющая человеку  овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости» (БГ 18.33)«Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу гуны страсти…» (БГ 18.34)«Решимость, которая НЕ может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – такая решимость, лишенная рассудительности, .., относится к гуне тьмы» (БГ 18.35).
 «То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобно нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называется счастьем в гуне благости» (БГ 18.37)«Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое вначале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти» (БГ 18.38)«Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, – такое счастье называют счастьем в гуне невежества» (БГ 18.39)

«Ни здесь, ни среди полубогов, на высших планетах, нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния этих трех гун, порожденных материальной природой»  (БГ 18.40)

«Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы,…» (БГ 18.41)

«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности» (БГ 18.42)

«Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга» (БГ 18.43)

«Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим» (БГ 18.44)

«Исполняя предписанные ему обязанности, любой человек может достичь совершенства…» (БГ 18.46)

«Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха» (БГ 18.47)