8.1-8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 16 РАЗДЕЛОВ. Теперь я расскажу Вам о рассмотрении и использовании этих 16 варг раши. По Лагне рассматривается телосложение (физическое), по Хоре – богатство, по Дреккане  – счастье от братьев и сестер, по Чатурхамше – удача (благосостояние), по Саптамше –сыновья и внуки, по Навамше – жена, по Дашамше – результаты второй важности (влияние человека на правительственные круги, положение в обществе, власть, статус, профессия и т.д), по Двадашамше  – родители, по Шодашамше нужно узнавать о прибыли, привелегиях и несчастьях из-за транспортных средств, по Вимшамше определяется почитание (поклонение), по Чатурвимшамше – познания, по Бхамше – сила и слабость, по Тримшамше – пагубные результаты. По Кхаведшамше  – благоприятные и неблагоприятные результаты, а по Акшаведамше и Шаштйамше должны рассматриваться все показания. Нет сомнения в уменьшении и разрушения той бхавы, чей правитель находится в пагубной Шаштйамше  – так говорят Гарга и другие мудрецы. То же самое Гарга и другие мудрецы говорили  в отношении увеличения и расцвета значений той бхавы, правитель которой расположен в благотворной Шаштйамше. Во таким образом, как я Вам рассказал, рассматриваются Шодаша-варги.

8.9-12. Хорошие и плохие эффекты грах должны быть определены после рассмотрения Варга-вимшопакам (силы  по 20 пунктам) грах в 12 бхавах и в раши. Поэтому  я сейчас объясню Варга-Вимшопакам  – силу варг по 20 пунктам, только благодаря знанию которой можно узнать хорошие и плохие результаты. Варга-вимшопакам Сурйи и других грах должна рассматриваться следующим образом. Сила грахи является полной, когда она расположена в раши экзальтации или в ее собственном раши; граха лишена силы, когда она расположена в 7й бхаве от экзальтации. Сила грахи, управляющая двумя раши, должна быть определена согласно ее положению в обоих раши и нужно учесть какой это раши (нечетный или четный); когда такая граха расположена между двумя ее раши, то ее сила должна быть рассчитана по пропорции.

8.13-16. РЕЗУЛЬТАТЫ ХОРЫЮ ДРЕККАНЫ И ТРИМШАМШИ: Гуру, Сурйа и Мангала дают (выраженные) результаты в Хоре Сурйи; Чандра, Шукра и Шани – в Хоре Чандры; а Буддха – в Хоре и Сурйи и Чандры. Присутсвует (выраженный) результат Хоры Чандры в четных раши, а Хоры Сурйи – в нечетных раши. Результат Хоры полный в начале и сходит на нет к концу. Результат в середине Хоры должен рассчитываться пропорционально; результаты Дрекканы и других варг должны рассматриваться тем же способом. А результаты Чатурхамши, НАвамши и остальных варг должны анализироваться также как результаты бхав. В Тримшамше Сурйа дает результаты Мангалы, а Чандра дает результаты Шукры. В Тримшамше должны быть исследованы также результаты Раши.

8.17-19. ВИМШОПАКА –СИЛА: Лагна, Хора, Дреккана, Навамша, Двадашашмша и Тримшамша  – это Шада-варга. Вимшока-Бала (сила по 20 единицам) этих варг соответственно равна 6, 2, 4, 5, 2 и 1. Если добавить к ним Саптамшу – то это Сапта-варга. Для Сапт-варг Вимшопака-сила соответственно равна 5, 2, 3, 2 ½, 4 ½, 2, 1. Эти величины называются Стхула-силами – грубыми (поверхностными) значениями силы, относящимися к положению грах в середине варг. Точные силы грах должны должны быть определены по их точным положениям.

8.20-20 ½ . Если добавить Дашамшу, Шодашамшу и Шаштйамшу к Сапта-варге, то получися схема Даша-варг (десяти варг). Вимшока Бала (сила по 20 пунктам) Даша-варг равна 3 для Лагны, 5 для Шаштйамше и по ½  для каждой из остальных восьми варг.

8.20 ½ -25. Теперь я расскажу о Вимшопака-Бале для схемы Шодаша-варг (16 разделов) таких как Кшетра (Лагна) и остальных. Бала (силы) Хоры, Тримшамши и Дрекканы равна по 1 каждая, Шодашамши  – 2, Навамши – 3, Кшетры (Лагны), т.е. Гриха-Раши – 3 ½ , Шаштйамши – 4, а остальные девять варг по бале (силе) равна каждая ½. Вимшока-бала остается равной 20 тогда тогда, когда граха находится в ее собственных варгах, в варге большого друга (Прамудита) она равна 18, в варге друга (Шанта) – 15, в нейтральной варге (Свастха) – 10, в варге врага (Духкхита) – 7, в варге большого врага (Кхала) – 5. (эти числа называются Варга-Вишва).

8.26-27. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВИМШОПАКА-СИЛЫ. Когда Вимшопака-Бала всех варг умножается на Вишопаку-Балу (Варга-Вишву), соответствующую бхаве (дому) варги, и делится на 20, то это дает точную Вимшопака-Балу грах для предсказания результатов всех варг. Если этот итог меньше 5, то граха не способна дать благоприятные результаты; если итог больше 5 и ниже 10, то граха даст некоторый благоприятный результат, если итог от 10 до 15, то благоприятный результат грахи будет средним; а полностью благоприятный результат будет получен, если итог равен 15-20.

8.28-29. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ СИЛЫ: О, Майтрейа, сейчас я расскажу о других источниках силы. Граха в 7й бхаве от Сурйи даст свой полный результат, а граха на той же самой долготе, что и Сурйа, будет полностью безрезультатной. Между этими двумя крайними положениями граха дает пропорциональный результат. Для всех грах должны быть рассмотрены восход и заход  в Вимшопака –Бале грах.

8.30-32. РЕЗУЛЬТАТЫ ДАШИ, ОБЛАДАЮЩИЕ ВИМШАПАКА-СИЛОЙ:  О величайший из Браминов! После оценки Вимшопака-силы различных варг грах, их результаты должны быть предсказаны. Вместе  с Варга-Вимшопака восход и заход грах тоже должны быть рассмотрены. Варга-Вимшопака классифицируется указанным ниже способом. В Пурна-Вимшопаке это – Пурна и Ати-Пурна; в Мадхйа – это Мадхйа и Ати-Мадхйа; в Хине – это Хина и Ати-Хина; в Свалпе – это Свалпа и Ати-Свалпа. Они бывают двух видов каждая. Результаты Даш и  Антар-даш грах тоже проявляются согласно их Вишопака-силе.

Из комментария:

 Варга-ВимшопакаПункты ВимшопакиБлаг.Результаты
1Ати-Пурна17,5 – 2087,5% – 100%
2Пурна15,0 – 17,575% – 87,5%
3Ати-Мадхйа12,5 – 15,062,5% – 75%
4Мадхйа10 – 12,550% – 62,5%
5Свалпа7,5 – 10,037,5% – 50%
6Ати-Свалпа5,0 – 7,525% – 37,5%
7Хина2,5 – 5,012,5% – 25%
8Ати-Хина0 – 2,50% – 12,5%

8.33-36. ОПИСАНИЕ КЕНДР, ТРИКОНОВ И ДРУГИХ ДОМОВ: О, Суврата Майтрейа! Я также расскажу о другом. Лагна, 1я, 4я, 7я, 10я бхавы нахываются Кендра (угловой дом); 2й, 5й, 8й, 11й известны под названием Панапхара (восходящий). 5й и 9й бхавы от ЛАгны называются Кона или Трикона. Три бхавы – 6я, 8я и 12я – называются как Дуса-бхава или Трик-стхана (пагубный дом). 4я и 8я бхавы, О, Величайший Брамин, называются Чатурашра. Имя 3, 6, 10 и 11 бхав  – Упачайа-бхава или Вридхи-Бхава (дом роста).

8.37-38. ИМЕНА ДОМОВ: Тану, Дхана, Сахаджа, Бандху, Путра, Ари, Йувати, Рандхра, Дхарма, Карма, Лабдха и Вйайа – это названия 12 бхав по порядку. Я говорю о них кратко, поскольку остальные их значения должны быть понятны, если использовать интеллект. В следующих шлоках я расскажу о том, что я услышал от Господа Брахмы.

8.39-43. ЗНАЧЕНИЯ ДОМОВ: 9я бхава от Лагны и 9я бхава от Сурйи дают нам знание об отце. Какие бы вопросы ни рассматривались при анализе 10й и 11й бхав от Лагны, они также могут быть известны по 10 и 11 бхаве от Солнца. Значения, которые изучаются по 1й, 4й, 2й, 9й и 11й бхаве от Лагны, должны также рассматриваться по 1й, 4й, 2й, 9й и 11й бхавах от Чандры. Все те вопросы, которые должны быть рассмотрены по 3й  бхаве от Лагны, также должны быть проанализированы по 3й бхаве от Мангала. Рассмотрение значений, которые известны по 6й бхаве от Лагны, должно быть сделано по 6й бхаве от Буддхи. Рассмотрение потомства должно быть сделано по 5й бхаве от Гуру; рассмотрение супруга (супруги)  – по 7й бхаве от Шукры; а рассмотрение смерти и долголетия  – по 8й бхаве от Шани. Расходы должны быть известны по 12й бхаве тоже от Шани. Результаты, которые рассматриваются анализом конкретной бхавы, должны быть известны также по правителю этой бхавы. Только  результат целостного анализа может быть  оценен как благоприятный или неблагоприятный.