7.1. Майтрейа сказал Парашаре: «О, мудрец, я слышал от Вас о грахах и раши и узнал их качества. Теперь я хочу узнать о разделах раши. Будьте, добры, расскажите мне.

7.2-4. ИМЕНА 16 РАЗДЕЛОВ:  Парашара ответил: «О, МАйтреа, Господь Брахма – Отец Вселенной, описал 16 видов варг каждого раши. Имена варг следующие: Гриха (Раши) Хора,  Хора,  Дреккана, Чатурхамша, Саптамша,  Навамша, Дашамамша,  Двадашамша, Шодашамша, Вимшамша, Чатурвимшамша, Саптавимшамша, Тримшамша, Кхаведамша, Акшаведамша и Шаштиамша.

7.5-6. РАШИ и ХОРА: Раши, которым владеет граха, называется ее Кшетрой (домом). Первая половина (от 0 до 15 градусов) нечетных раши (Меша, Митхуна, Симха,  Тула, Дхану, Кубха) являются Хорой Сурйи, в то  время как вторая половина (от 16 до 30 градусов) является Хорой Чандры. Обратное верно для четных раши  – Вришабха, Карка, Канйа, Вришчика,  Макара и Мина, в них первая половина управляется Чандрой, в то время как вторая половина (16-30 грудусов) – Сурйей. Правителями Хоры Чандры являются Питраганы (предки), а Хоры Сурйи  – Дэвы (боги). Половина раши называется Хорой. Всего 24 Хоры. В этих Хорах раши – Меша и остальные – считаются дважды.

7.7-8. ДРЕККАНА: Третья часть Раши называется Дрекканой. Их 36. Раши – Меша и остальные  – считаются трижды в дрекканах. Первая Дреккана принадлежит самому раши, вторая  – 5му раши от него, а третья – 9му раши от него. Правителями Дрекканы подвижных, неподвижных и двойственных раши соответственно являются Нарада, Агастйа и Дурваша.

7.9. ЧАТУРХАМША. В раши – Меша и остальных – правителями Чатурхамши являются правители первого, четвертого, седьмого и десятого раши, а их Дэватами являются соответственно  Санака, Санандана, Санат-Кумар и Санатана.

7.10-11. САПТАМША. Подсчет Саптамши начинается с того же самого раши для нечетных раши, таких как Меша и остальных; и он начинается  с седьмого раши в случае четных раши, таких как Вришабха и остальных. Имена Саптамш в нечетных раши: Кшара, Кшира, Дадхи, Гхрита, Икшу-раса, Мадхйа (Мадху), и Шуддха-Джала; а их имена в четных раши  – те же самые в обратном порядке (т.е. Шуддха-Джала, Мадхйа и т.д.)

7.12. НАВАМША (НАВАМАМША): Мудрый астролог должен вычислять Навамшу от того же самого раши для подвижных раши, от девятого раши  – для неподвижных и от пятого  раши – для двойственных (вперед до 9го раши). Имена Навамш  – это соответственно Дэвы (боги), Нары (люди) и Ракшасы (демоны) по порядку в подвижных и т.д. раши.

7.13-14. ДАШАМША (ДАШАМАМША): Отсчет Дашамамши должен быть сделан  от того же самого раши для нечетного раши и от девятого раши – для четного. Управляющие Дэваты десяти основных направлений (востока и остальных)  – Индра, Агни, Йама, Ракшаса, Варуна, Вайу, Кубера, Ишана, Брахма и Ананта  – соответственно  являются правителями Дашамши  для нечетного раши; они же в обратном порядке являются правителями для четного раши.

7.15. ДВАДАШАМША: Вычисление Двадашамши должно быть сделано от того же самого раши вперед. Правителями Двадашамши являются Ганеша, Ашвини Кумара, Йама и Сарпа (которые повторяют свое правление трижды в каждом раши).

7.16. ШАДАШАМША: Шодашамша известна как варга, начинающаяся с Меши в подвижных раши, с Симхи  – в неподвижных и с Дхану  – в двойственных раши. Брахма, Вишну, Шива и Сурйа  – это соот-но правители Шодашамши для нечетных раши; и они же правители для четных раши в обратном порядке. Они повторяют свое правление четыре раза в каждом раши.

7.17-21. ВИМШАМША: Счет Вимшамши начинается с Меши для подвижных, с Дхану для неподвижных и с Симхи для двойственных. В нечетных раши правители Вимшамши это соот-но: Кали, Гаури, Джайа, Лакшми, Виджайа, Вимала, Сати, Тара, Джава-мукхи, Шавета, Лалита, Багла (Багла-мукхи), Пратйангира, Шачи, Раудри, Бхавани, Варада, Джайа, Трипура и Сумукхи; в четных раши Дэваты – это Дайа, Медха, Чхинна-Ширша (Чиннаси), Пишачини, Дхумавати, Матанги, Бала,  Бхадра, Аруна, Анала, Пингала, Чхуччхука (Чуччука), Гхора, Варахи, Ваишнави, Сита, Бхуванеши (Бхуванешвари), Бхайрави, Мангала и Апараджита.

7.22-23. ЧАТУРВИМШАМША (СИДДХАМША): В нечетных раши с Симхи, а в четных раши с Карки начинается подсчет Сиддхамши. Сканда, Парашуддхара (Парусдхара), Анала, Вишвакарма, Бхага, Митра, Майа, Антака, Вришдхваджа, Говинда, Мадана и Бхима, повторяясь дважды в каждом раши, соот-но известны как управляющие Дэваты нечетных раши  – Симха и остальных. А в четных раши – Карка и остальных  – управляющие Дэваты являются теми же в обратном порядке (т.е. начиная с Бхимы) и повторяются дважды.

7.24-26. САПТАВИМШАМША (НАКШАТРАВИМШАМША, или БХАМША): Управляющие Дэваты Бхамши соот-но: Дастра (Ашвини-Кумара), Йама, Агни (Вахни), Брахма, Чандра (Шаши), Иша (Рудра), Адити (Адхити), Джива (Брихаспати), Ахи (Сарпа), Питара, Бхага, Арйама, Сурйа (Рави), Твашата, МАрута (Вайу), Чакрагни, Митра, Васава (Индра), Ракшаса (Ниррити), Варуна (Джала), Вишва-дэва, Говинда (Вишну), Васу (Индра), Варуна, Аджапата (Аджаикапата), Ахир-Буддханйа и Пуша (Пушйа). Таким образом, управляющие Дэваты накшатр являются также управляющими Дэватами Бхамши. Распределение Бхамши начинается с Меши и остальных подвижных раши для всех раши. (Порядок Дэват обратный для четных раши).

7.27-28. ТРИМШАМША: В нечетных раши правителями Тримшамши являются Мангала, Шани, Гуру, Буддха и Шукра, каждый из них управляет 5ю, 5ю, 8ю, 7ю и 5ю градусами по порядку. Они же являются правителями Тримшамши в четных раши, но в обратном порядке. Дэватами, управляющими Тримшамшей, соот-но являются Агни,  Вайу,  Индра, Кубера и Варуна для нечетных раши; они же в обратном порядке известны как управляющие Дэваты для четных раши.

7.29-30. КХАВЕДАМША (ЧАТВАРИМШАМША): Правители Кхаведамши для нечетных раши начинаются с Меши, а правителями для четных раши – с Тулы, Вишну, Чандра, Маричи, Твашта, Дхата, Шива,  Рави, Йама, Йакшеша, Гандхарва, Кала и Варуна повторяются последовательно как управляющие Дэваты в одинаковом порядке для всех раши.

7.31-32. АКШАВЕДАМША (ПАНЧАЧАТВАРИМШАМША): Акшаведамша раши начинается с Меши в подвижных раши, с Симхи  в неподвижных раши и с Дхану в двойственных раши. Правителями являются соот-но Брахма, Шива и Вишну для подвижных раши, Шива, Вишну и Брахма для неподвижных раши и Вишну, Брахма и Шива для двойственных раши; и они повторяют свое правление в каждом по 15 раз.

7.33-41. ШАШТЙАМША: Игнорируя раши, в котором находится граха, возьмите градусы, минуты и секунды, пройденный грахой в раши, умножьте их на 2 и разделите получившиеся градусы на 12; добавьте 1 к остатку. Получившиеся в результате число  – это раши от раши, для каждого нужно найти Шаштйамшу; в этот раши попадает Шаштйамша, а правитель этого раши  – это правитель Шаштйамши.

Имена Шаштйамш в нечетных раши следующие: 1. Гхора (Гхорамша), 2. Ракшаса, +3. Дэва, +4. Кубера,+ 5.Йакша (Ракшо-гана), +6. Киннара (Киндара), 7. Бхрашта, 8. Кулахна, 9. Гарала (Гарла), 10. Вахни (Агни), 11. Майа, 12. Пуришака (Йама), +13. Апампати (Варуна), +14. Марута (Мерутвана, Индра), 15. Кала, 16. Сарпа (Ахи), +17. Амрита (Амриганшу), +18. Инду (Чандра), +19. Мриду, +20. Комала, +21. Херемба (Падма), +22. Брахма (Вишну), +23. Вишну (Вагиша), +24. Махешвара (Дигамбар), +25. Дэва, +26. Ардра,+ 27. Калинаша, +28.Кшитишвара (Кшитиша), +29. Камалакара (Камлакара), 30. Гулика (Манди), 31 Мритйу (Мритйа), 32. Кала, 33. Давагни, 34.Гхора, 35. Йама (Майа), 36. Кантака, +37. Судха, +38. Амрита, +39. Пурна-Чандра, 40. Вишададха (ВиПрадима), 41. Куланаса (Кулнаша), 42. Вамша-Кшйа, 43. Уттата, 44. Кала (Кала-РУпа), +45. Саумйа, 46. Комала (Мриду), 47.Шитала,  48.Карала-дамштра (Даштра-карала), +49. Чандрамукхи (Индумукхи), 50. Правина, 51 Кала-Павака (Калагни), 52. Дандайудха, +53. Нирмала, +54. Саумйа (Шубха), 55. Крура (Ашубха), +56. АтиШитала (Атишита), +57. Амрита, +58.  Пайодхи (Судхапйа, Судхайога), 59. Брахмана, +60. Чандрарекха (Инду-рекха).

А в четных раши последовательность управляющих Дэвата такова: Чандра-рекха, Брахмана и так далее (в обратном порядке). Раши, занятые благоприятными Шаштйамшами, дают благоприятные результаты, а занятые неблагоприятными – приносят разрушение.

Благотворные (+) Шаштйамши следующие: 3, 4, 5, 6, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 37, 38, 39, 45, 46, 49, 50, 53, 54, 56, 57, 58 и 60.  Остальные Шаштьямши – пагубные.

Если граха расположена в благотворной Шаштйамше то согласно имени и качествам управляющей Дэваты этой Шаштйамши она даст благоприятные результаты рожденному. Точно так же, находясь в пагубной Шаштйамше, она будет пагубной и причинит неблагоприятные результаты, соответствующие имени и характеру этой управляющей Дэваты.

Таким образом, управляющие Дэваты каждой варги играют существенную роль в предсказании, ключ к этому содержится в Пуранах.

Имена управляющих Дэват ШАштьйамши обозначают их качества:

  • Гхора – ужасный, внушающий страх
  • Ракшаса  – демонический
  • Дэва – Божественный
  • Кубера – Бог богатства
  • Йакша – Божественный певец
  • Киннара – обезображенный (покалеченный) человек
  • Бхрашта  – порочный или безнравственный
  • Кулагхна  – тот, кто разрушает семью
  • Гарала – яд
  • Вахни или Агни – огонь
  • Майа –иллюзия (обман чувств) или обман
  • Пуришака – грязь, земля
  • Апампатхи (Апапати) – Варуна, Бог дождя
  • Марута – Бог ветра
  • Кала –  воплощение Бога времени и смерти
  • Сарпа – змея
  • Амрита – нектар
  • Инду – Луна
  • Мриду – спокойный, мягкий
  • Комала – нежный
  • Херамба – Ганеша, Бог с лицом слона
  • Брахма  – Отец Вселенной – первая Дэвата ведической Троицы
  • Вишну – вторая Дэвата ведической Троицы
  • Махешвара – третья Дэвата ведической Троицы (Шива)
  • Ардра – мокрый, влажный
  • Калинаша – уничтожение борьбы, раздоров
  • Кшитиша – правитель Земли
  • Камлакара  – сосредоточение лотосов
  • Гулика – сын Шани (Сатурна)
  • Мритйу – смерть
  • Давагни – лесной пожар
  • Йама – воплощение смерти
  • Кантака – шип или препятствие
  • Судха – нектар
  • Пурна-Чандра – полная Луна
  • Вишадагдха – уничтоженный ядом
  • Вамша-Кшайа – снижение, отсутствие роста в дальнейшем
  • Утпата – зловещее или необычное явление, предвещающее бедствие
  • Саймйа – посвященный Луне, красивый, благоприятный
  • Шитала – холод
  • Карала – Дамштра – с ужасными зубами
  • Чандра-мукхи – женщина с красотой Луны
  • Правина – умный
  • Кала-Павака – разрушительный огонь в конце мира
  • Дандайудха  – посох, который держит отшельник
  • Нирмала – безгрешный
  • Крура – безжалостный
  • Ати-Шитала – сильный холод
  • Пайодхи  – океан
  • Брахмана – странствующий
  • Чандра-рекха – полоса Луны

7.42-53. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗДЕЛОВ:  Парашара сказал: «О, МАйтрейа, слушайте меня, теперь я объясню Вам классификации варг. Существует четыре типа классификации: Шад-варга (6 рассматриваемых разделов), Сапта-варга (7 рассматриваемых разделов), Даша-варга (Диг-варга) (10 рассматриваемых разделов) и Шодаша-варга (Нрапа-варга) (16 рассматриваемых разделов).

В классификации «Шад-варга» соединения варг называются Кимшука, Вайанджана, Чамара, Чхатра, Кундала. Соединение двух варг называется Кимшука, 3х – Вайанджана, 4х – Чамара, 5ти – Чхатра и 6ти – Кундала (в отношении грахи, находящейся в комбинациях хороших варг в количестве от двух до шести).

В классификации  «Сапта-варга» названия варг будут теми же самыми до соединения 6 варг, а в случае соединения 7 варг дополнительная варга будет называться Мукута.

В схеме «Даша-варга» («Диг-варга») имена соединения варг называются Париджаты. Так 2 варги называются Париджата (Париджатха), 3 – Уттама, 4 – Гаупур, 5 – Симхасана, 6 – Паравата, 7 – Дэва-лока, 8 – Брахма-лока, 9 – Шакра-Ванахаи, 10 – Шридхама.

В системе «Шодаша-варга» соединения называются Бхедака и т.д. Комбинация 2-х варг обозначена как Бхедака, 3-х – Кусума, 4х –НагаПушпа, 5ти – Кандука, 6ти – Керала, 7ми – Калпа-вракша (Калпа-Врикша), 8ми –Чанданавана (Чандан-Вана), 9ти – Пурна-Чандра, 10ти – Уччэшвара (Учча-Ишвара), 11ти – Дханавантари, 12 – Сурйакант, 13 – Видрума, 14 – Чакра-Симхасана, 15ти – Гаулока (Голока), 16 – Шриваллабха.

Так описывается классификация варг. Из этих варг (разделов) варги, попадающие в знаки экзальтации, раши Мулатриконы и собственные раши грахи, являются благоприятными. И все варги, попадающие в раши, которые принадлежат правителю Кендры от его собственной Арудхи (Арудха-Лагны), должны  рассматриваться опытными астрологами как хорошие варги.  Тогда как варги грах, которые сожжены, побеждены в войне планет и находятся в дебилитации, являются слабыми; а грахи, находящиеся в Шайанади-авастхах, называются «Йога-нашака» (разрушитель благоприятных йог).